Риск — это характеристика возможности и степени достижимости того или иного результата в зависимости от принимаемого решения или совершаемого действия. Чаще, чем о позитивном результате, речь при оценке риска идет о вероятности получения негативного результата и его размерах. Риском также называется уровень неопределенности, погрешности в предсказании результата и величины усилий, необходимых Для его достижения.
Среди огромного количества разнообразных рисков в маркетинге выделяются следующие их виды:
• финансовый рыночный риск — вероятность и уровень снижения доходности инвестиций в различных сегментах рынка, с различными целевыми группами клиентов;
• риск конкуренции — вероятность проникновения конкурентов на рынок и масштабы их усиления;
• валютный риск — вероятность низкой ликвидности инвестиций, активов, конвертируемости вложений;
• политический риск — возможность политических изменений в месте пребывания, ухудшающих условия деятельности, и степень этого ухудшения, его последствия.
Вслед за ними выявляются риски невыполнения отдельных функций маркетинга — функциональные, операционные риски.
Способы оптимизации решений и снижения риска. Существует как минимум три основных способа оптимизации решений в условиях риска:
1. Можно уменьшить неопределенность, получив дополнительную информацию. Ведущая цель любых рыночных исследований, включая и эксперименты, — это получение информации для снижения риска.
2. Распространенный способ определения и сравнения рисков — расчет вероятности наступления различных событий и определение их возможных последствий. Этот расчет базируется на прошлом опыте, моделях и прогнозах ситуации.
3. Радикальные практические способы снижения риска — диверсификация объектов бизнеса (работать с разными товарными группами, в разных сегментах рынка, так или иначе не кладя все яйца в одну корзину), а также разделение риска с партнерами по бизнесу, другими экономическими субъектами (в том числе страхование и перестрахование рисков).