Философия бизнеса организации

Как правило, текущие проблемы не дают возможности разрабатывать и реализовывать стратегические планы, не позволяют мысленно «воспарить над организацией» и «с высоты птичьего полета» охватить взглядом всю ситуацию, в которой организация находится, а затем увидеть свою организацию в перспективе.

Существует множество определений понятия «видение». Например, Б. Карлоф дает следующие определения:

«Видение — это понятие, обозначающее картину относительно отдаленного будущего» или «Видение — это картина того, о чем можно мечтать, состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных условиях и к которому устремлены чаяния владельца компании или ее директора».

Еще одно определение приведено в коллективной монографии:

«Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования»

Управление на основе видения заключается в стремлении людей работать ради достижения каких-то идеалов; видение может служить ориентиром для определения уровня притязаний работников организации. Среди групп ориентиров деятельности организации можно выделить идеалы (то, к чему стремится организация, но не может достичь), цели (общие ориентиры деятельности, достижение которых запланировано в полном объеме на ближайшее будущее) и задачи (количественно измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения конкретных действий).

Значение видения для организации заключается в том, что оно придает смысл труду, становясь при этом средством мотивации работников, а также позволяет объединить деятельность многих в одном направлении; не выделяет желание получить прибыль, а подчеркивает объединение индивидуальных идеалов. Оно обеспечивает преемственность следующих одна за другой целей организации и помогает выработать критерии их достижения. И поскольку для видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса в организации.

Видение может так никогда и не стать реальностью, но его можно пересматривать по мере достижения определенных результатов, поскольку оно представляет собой мысленное путешествие от реального состояния к неизвестному и помогает создать картину будущего путем «монтажа» известных фактов и идеала. Видение связывает бизнес с корпоративной культурой и создает при этом эталоны ценностей, общие для индивидуальной деятельности всех служащих организации. Если же этого не происходит, то начинает проявляться недовольство «низов» и разочарование «верхов» из-за того, что уровень притязаний и видение у разных категорий руководителей организации неодинаковы.

Схема формирования видения следующая: все начинается с изображения образа существующей организации и его описания; затем эксперты изображают образ желаемого будущего состояния организации и после составления описания этого образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием организации. Например, видение конкретной организации в будущем, разработанное персоналом организации в результате обсуждения командой управления, может заключаться в следующем: зрелая, сплоченная и системная организация, которая чутко реагирует на источники развития; корпоративная культура большинства работников ориентирована на развитие организации; от угроз со стороны внешней среды организацию защищает вышестоящая структура, она же является источником поглощения результатов развития организации.

Видение определяет миссию организации — то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. ее предназначение.

«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации», — пишет О.С. Виханский.

Под философией организации при этом понимается сочетание ценностей, верований, принципов, в соответствии с которыми организация планирует осуществлять свою деятельность, а предназначением определяется деятельность, которую организация собирается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть.

В узком смысле миссия — это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация и чем она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования. Другими словами, «миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде».

Добавим, что цель эта комплексная, для нее есть и внутренние, и внешние ориентиры, в силу чего, очевидно, неверными являются утверждения некоторых специалистов, что «миссию отличает направленность на внешнюю среду: на клиента, потребителя». Организация как открытая система несет в себе миссию, определяющую направление развития организации во внешней среде и внутри себя.

К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят: исторические особенности организации; стиль поведения ее работников; состояние внешней по отношению к организации среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей; специфические особенности организации. Миссия, кроме того, может определяться и кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, и совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией.

В сопровождающих миссию тезисах обычно указывают: целевую направленность организации; наименование продукта, который организация предлагает внешней среде, и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ).

Что дает формулирование миссии для организации?
Во-первых, это дает возможность субъектам внешней среды идентифицировать организацию, а самой организации формировать свой имидж.
Во-вторых, заставляет пересмотреть факторы, лежащие в основе управления, и помогает взглянуть на деятельность организации «с высоты птичьего полета» (широкая панорама).
В-третьих, направляет векторы интересов сотрудников организации в одну сторону — к цели.
В-четвертых, помогает работникам организации идентифицировать себя с организацией, что усиливает мотивацию.
В-пятых, устанавливает определенную социальную культуру в организации.
В-шестых, является основой при формировании целей организации и принятии наиболее важных решений.

Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования.

Предпочтительно сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным определением миссии организации.

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. Цели служат критерием оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организации известно, что каждая организация — это целевая общность людей, однако цель не должна трактоваться упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство и эффективность достижения которых различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, ее работники, потребители (покупатели) продукта организации, ее партнеры, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки специалистов классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. В другом случае цели организации представляются в виде перечней неэкономических (социальных) целей, либо экономических целей (качественных и количественных показателей деятельности), либо временных целей (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем случае выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

  • положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);
  • инновации в технологии, методы организации труда;
  • производительность при меньших затратах ресурсов;
  • ресурсы, будущая потребность в них;
  • доходность — количественный уровень необходимой доходности;
  • управленческие аспекты — персональные достижения менеджеров организации;
  • персонал — в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность — высокую заработную плату, лучшие условия труда, общение и т.д.);
  • социальная ответственность как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечению его качественными товарами и услугами, формированию благоприятной экологической среды, участию в решении острых социальных проблем.

Критериями качества целей обычно служат такие показатели, как:

  • конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);
  • напряженность и достижимость (повышает мотивацию);
  • измеримость;
  • сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);
  • гибкая возможность корректировки стратегии.

Еще недавно преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей и для себя, и для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утеряла часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, она продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Специалисты говорят, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было отмечено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее западные исследователи не смогли, на наш взгляд, определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

К факторам, определяющим цели организации, следует отнести параметры, представленные на рис. 7.4.

факторы определяющие цели организации

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируют с учетом базовых и стратегических критериев.

Ключевые слова: Организация
Источник: Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Материалы по теме
Ситуационный подход к организации
Корпоративный менеджмент
Этика деятельности организации
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Лидерство в современной организации
Занковский А.Н., Психология лидерства
Прекращение деятельности кредитной организации
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Причины производственных конфликтов
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Внутренняя среда организации
Волкова. Управленческий учет
Психологический климат. Организационная культура
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Особенности финансов некоммерческих организаций
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Оставить комментарий