Валовой национальный продукт

Валовой национальный продукт — это общий объем выпущенных товаров и оказанных услуг в рамках всей национальной экономики.

Рост ВНП положительно характеризует состояние экономики и означает рост производства, приток инвестиций в экономику страны, рост экспорта и т.п. Увеличение инвестиций и экспорта приводит к повышенному спросу на валюту этой страны, поэтому валюта дорожает. «Перегретое» состояние экономики, которое возникает в результате чрезмерного роста ВНП, ведет к повышению темпов инфляции. Для борьбы с последней требуется повысить процентные ставки, что также увеличит спрос на валюту и ее дальнейшее подорожание. Как и для всех макроэкономических показателей, существует оптимальный уровень ВНП. Этот уровень— теоретическая абстракция, так как он зависит от множества факторов, в частности от национальных особенностей экономики страны. Реальный же объем ВНП показывает потенциал возможного движения экономики для достижения оптимального состояния.

• Если ВНП ниже оптимального уровня, то это говорит о слабости экономики и неполном использовании доступных ресурсов, в первую очередь трудовых. Поэтому есть возможность уменьшить безработицу за счет снижения налогов, увеличения денежной и кредитной массы, роста государственных расходов.
• Если ВНП выше оптимального уровня, то существует «сверхзанятость» и развитие инфляции — «перегретое» состояние экономики. Государственное регулирование в этом случае работает в обратном направлении: повышение налогов, сокращение денежной и кредитной массы, снижение государственных расходов.

В кейнсианской теории существует следующая формула:

ВНП = Потребление + Инвестиции + Государственные расходы + Экспорт - Импорт

Потребление — потребительские расходы населения, т.е. то количество денег, которые потребители готовы потратить. Естественно, возможность тратить зависит от уровня доходов и от склонности населения к сбережениям. Доходы и расходы потребителей не всегда совпадают: при низких доходах происходит «проедание» капитала, накопленного за предыдущий период, при высоких доходах появляется возможность сбережений.

Инвестиции — та часть доходов населения, которая направляется на инвестиции в экономику государства. Кроме уровня доходов населения и склонности к сбережениям, это слагаемое ВНП зависит от того, какая часть последних будет направлена на инвестиции. В идеале максимальное значение этого параметра в точности совпадает с суммой сбережений населения, когда все сбережения аккумулируются финансовыми учреждениями и затем инвестируются в экономику страны.

Государственные расходы — включают расходную часть государственного бюджета. Их влияние на ВНП необходимо рассматривать с качественной, а не с количественной точки зрения. Действительно, размещение государственных заказов на предприятиях оказывает стимулирующее воздействие на экономику, а увеличение государственных расходов за счет высокой оплаты раздутого чиновничьего аппарата — это «проедание» национального дохода.

Из формулы видно, что увеличение потребительских расходов, инвестиций, государственных расходов и экспорта приводит к росту ВНП. Увеличение инвестиций и государственных расходов обладает мультипликативным влиянием на этот рост. Причем мультипликативный эффект сильнее, чем склонность к потреблению (тратам) выше склонности к сбережениям.

Отметим взаимосвязанность слагаемых указанной формулы. Например, увеличение государственных расходов возможно за счет увеличения налогов, а это, в свою очередь, уменьшит траты потребителей. Таким образом, анализ роста или уменьшения ВНП требуется проводить с учетом многих взаимосвязанных показателей: безработица, доходы населения, инфляция, потребление розничных товаров и товаров длительного пользования, потребление услуг, дефицит бюджета, торговый баланс и т.д.

В цивилизованных странах нормальным считается темп роста ВНП равный 2—5% в год. Превышение этой цифры — большое достижение экономической политики правительства.

Ключевые слова: Продукт
Источник: Азбука валютного дилинга
Материалы по теме
Система показателей качества продукции
...
Валовой продукт
А.С.Булатов, Экономика
Сырье
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс X. Гилмор, Экономика впечатлений
Назначение цены продукции
Волкова. Управленческий учет
Банковский продукт и услуги
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Выручка от реализации продукции и ее планирование
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выручка от реализации продукции предприятия
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Сущность и значение повышения качества продукции
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Оставить комментарий