Свойства информации

Свойства информации — это не что иное, как признаки информации — ее качественные характеристики.

Эти свойства тесно взаимосвязаны:

  • объективность — субъективность,
  • достоверность — недостоверность,
  • полнота — неполнота,
  • актуальность — неактуальность,
  • ценность — бесполезность,
  • понятность — непонятность.

Объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положения дел.

Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна. Объективная информация всегда достоверна; но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).

Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, и полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может принести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации — это важное, существенность для настоящего времени.

Пример. Сообщение «Сейчас на улице идет дождь» актуально для человека, который собирается идти на улицу, и неактуально для человека, который собирается остаться дома. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Пример. Сообщение «Завтра будет контрольная по математике» полезно ученику — он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура и он не пойдет в школу.

Самая ценная для нас информация - достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика, незнакомого с нотной грамотой, эта информация будет просто непонятна.

Ключевые слова: Информация
Источник: Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Материалы по теме
Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Маркетинг. Учебное пособие
Маркетинговая информационная система
Акулич. Международный маркетинг
Информация в маркетинге и ее источники
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Корпоративные информационные системы
Корпоративный менеджмент
Отношения интеллектуальной собственности в сделках купли-продажи технологий и информации
...
Понятия «технология» и «информация» применительно к мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Информационная агрессия и иммунитет
Колесникова Т.И., Психологический мир личности и его безопасность
Общая модель воздействия в информационной кампании
Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века
Оставить комментарий