Как мы думаем?


Думать о том, как мы думаем — привилегия Разума, высшей способности мышления. Кто желает повысить свои умственные способности, не просто мыслить, а мыслить разумно, тот должен постоянно отдавать себе отчет в том, как он думает и, соответственно, больше знать о процессе мышления как таковом. Мышление о мышлении имеет также важное практическое значение. Знаменитый физик Кельвин, возражая сторонникам узкой специализации студентов, заметил: "Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации".

Прежде всего, что такое мышление? В самом общем виде это — постановка и решение задач на идеальном, психическом уровне. Задачи могут быть самые разные. Нет ни одного вида деятельности, который не предполагал бы решение задач. Даже во сне человек думает и, следовательно, решает задачи.

Как видно из схемы "Виды (стороны) человеческой деятельности", мышление объединяет на идеальном, психическом уровне три формы деятельности: познавательную, художественную и управляюще-преобразовательную. Оно, следовательно, не сводится ни к одной из этих форм деятельности. Между тем среди философов и ученых довольно распространено понимание мышления как познавательной деятельности. С моей точки зрения, это односторонняя и потому неверная трактовка мышления. Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени "участвует" как в познавательной, так и в управляюще-преобразовательной деятельности, является идеальным орудием познания и управления-преобразования. Последние противоположны по своей направленности.

Познание — это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в идеальный план (распредмечивание). В познании субъект стремится разделять то, что разделено в объекте, и соединять то, что соединено в объекте. Напротив, управляюще-преобразовательная деятельность осуществляет "перевод" идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено.

Мышление же осуществляет на идеальном, психическом уровне взаимодействие (взаимопереход, взаимоопосредствование) этих противоположно направленных форм деятельности.

В скобках замечу. Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то художественная деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью.

Итак, как процесс решения задач мышление предполагает использование тех или иных средств.

Мыслительные средства условно можно разделить на два класса:

  • способности мышления — собственно мыслительные средства (ум, разум, рассудок);
  • категории мышления — мыслительные средства, отображающие структуру мира, выражающие связь мышления со всем, что находится за его пределами.

Кроме того, мышление как форма деятельности нормативно по своей сути, т. е. имеет нормативное ядро в виде здравомыслия, здравого смысла.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Материалы по теме
Этапы формирования умственных действий и понятий
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Процесс социального мышления
...
Дискурсивное мышление и интуиция
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Аутистическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Научное мышление
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Логические и интуитивные формы мышления
Штейнмец А.Э., Общая психология
Процессы мышления при решении задач
Теплов Б.М., Психология
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Оставить комментарий